Пояснительная записка
В ФГТ говорится о гуманистической направленности образования. Она обуславливает личностно-ориент ированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне- развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Современная жизнь, развитие технологий вполне оправдывают стремление людей сделать свой быт более комфортным. Творческий потенциал человека безграничен. Нужно только дать ему верное направление. А детская фантазия поможет нам, взрослым, по-новому взглянуть на мир.
Мы считаем, что, продуктивные виды деятельности, весьма значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов, раскрывают их творческий потенциал. Занятия различными видами художественной деятельности и конструированием создают основу для полноценного и содержательного общения детей с взрослыми и сверстниками.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, поделке.
Вот почему работа кружка «Экодизайн», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-об разовательного процесса в нашей группе.
Экодизайн – современное направление в дизайне, нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов дизайна.
Экология – наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Интенсивная деятельность человечества по созданию комфортных условий существования уже привела к нарушению экологических связей, исчерпанию природных ресурсов, загрязнению окружающей среды.
Сегодня важная роль в преобразовании искусственного окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная деятельность, связанная с организацией пространства по законам красоты и целесообразности .
Для исследования выбраны такие доступные подручные материалы, как бумага, картон, ткань, проволока, пенопласт, полиэтилен, пластик, др. Дизайнерам необходимо хорошо знать свойства и возможности материала, который выбран в переработку, а также про его взаимодействие с другими материалами. В практической деятельности кружковцев предусмотрен постепенный переход от простых упражнений с этими материалами к более сложному их объединению. Наличие материалов, которые подлежат утилизации, обеспечивает руководитель кружка, дети и их родители.
Это очень простое дело, поскольку вещи, которые вышли из употребления, существуют в каждом доме.
Мир стоит на пороге экологической катастрофы! Мусорные свалки уже не в состоянии решить проблему загрязнения городов и населенных пунктов. Мы считаем, что мусора не существует – все можно переработать или утилизировать. Частично этому способствует деятельность кружка Экодизайн.
Кружок Экодизайн как раз и предусматривает создание дошкольниками полезных, индивидуальных самоделок, творческих работ из подручного материала.
В отличие от существующих программ для кружков дизайна, акцент делается на развитие у кружковцев способностей именно к утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием.
Перерабатывая, используя в новом качестве старые вещи и предметы, дети одновременно учатся бережному отношению к окружающей среде, противостоят замусориванию своего дома, двора, города. Сделать полезную и красивую поделку из «мусора» - это уже проявление мастерства, фантазии и художественного вкуса. Сейчас уже никого не удивляет выражение «мусорный дизайн».
Изготовление поделок из бросового материала – наверное, один из самых интересных видов творчества, во всяком случае, для меня. Поэтому я попытаюсь рассказать и показать детям, какие чудеса можно творить с ним. Родители тоже проявили большой интерес к данной теме. Результаты анкетирования показали, что 71% родителей хотели, чтобы их дети занимались в кружке.
Кружок посещают дети, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к разным видам практической деятельности.
Цель кружка : формирование у детей умения вести доступные исследования, развитие творческих способностей, фантазии, воображения и мышления.
Задачи:
1. Развивать умение фантазировать, конструировать, творчески мыслить
2. Знакомить с миром дизайна по созданию картин, рамок для детских работ, и поделок.
3. Развивать навыки ручного труда с различным материалом
4. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость, наблюдательность , эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
5. Развивать специальные умения и навыки, сосредоточенност ь, координацию глаза и руки, мелкую моторику
6. Доставлять детям радость, создавать положительный настрой
7. Учить видеть красоту природы, формировать желание беречь ее
8. Развивать исследовательско -поисковую деятельность
9.Расширять представления об окружающем мире
Программа предполагает поведение 2 занятий в месяц во второй половине дня с детьми 5 лет. Продолжительност ь 20 минут.
В процессе выполнения работ вырабатываются следующие умения:
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать
- договариваться о совместной работе, ее содержании
- планировать свою работу, определять ее последовательнос ть, содержание, композицию, дополнения. Радоваться успехам своих товарищей при создании работ.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие моторных навыков
2. Развитие чувства цвета, тактильных ощущений, навыков дизайна
3. Развитие коммуникативных навыков: понимание собеседника, доброжелательнос ти, целеустремленнос ти, умения работать в группе
4. Развитие творческих способностей, личностных качеств: усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца
5. Расширение чувственного опыта и эмоциональной отзывчивости.
Комплексно – тематическое планирование
Сроки
|
Тема
|
Интеграция образовательных областей
|
Программные задачи
|
Предметное обеспечение
|
Методы и приемы
|
Виды совместной и самостоятельной деятельности
|
Взаимодействие с семьей
|
Практическая значимость результата кружка
| |
Сентябрь
|
2 неделя
|
«Искусство дизайна и экология»
|
Познание, коммуникация
|
Познакомить детей с понятием дизайн, Экодизайн
|
Поделки из бросового и природного материала
|
Наглядный, словесный: показ, рассматривание, беседа, вопросы
|
Совместная деятельность: общение, познание
|
Наглядная агитация
« Что такое Экодизайн»
| |
4 неделя
|
В мире интересных вещей
|
Познание, коммуникация, безопасность
|
Ознакомление с разнообразными материалами и их свойствами, инструментами, необходимыми для работы. Правила безопасности. Развитие фантазии, воображения, мышления.
|
Разнообразный природный и бросовый материал
|
Наглядный, словесный, практический. Рассматривание, беседа, вопросы, показ, объяснение, исследование
|
Совместная практическая, исследовательска
|
Сбор природного и бросового материала. «Банк интересных находок»
| ||
Октябрь
|
2 неделя
|
Природная кладовая
Панно из апельсиновой кожуры
|
Худ творчество, познание, здоровье, коммуникация
|
Учить составлять композицию из кожуры цитрусовых. Развивать у детей воображение, мышление, мелкую моторику, самостоятельност
|
Ткань, картон, упаковочная бумага, кожура цитрусовых, клей ПВА
|
Наглядный, словесный, практический. Беседа, рассматривание, показ, объяснение
|
Самостоятельная практическая деятельность. Совместная познавательная деятельность
|
Подготовка материала
|
Панно
|
4 неделя
|
Природная кладовая
На лесной опушке.
коллективная
|
Познание, худ творчество, музыка
|
Воспитывать у детей любовь к природе. Учить составлять композицию из природного материала и дополнять бросовым материалом. Развивать чувство цвета, мышление, творческие способности
|
Мох, шишки, орехи, ветки, семена, листья, пластмассовые банки, киндер сюрпризы, коробка
|
Практический, словесный. Объяснение, чтение, беседа, слушание.
|
Совместная практическая познавательная деятельность
|
Прогулка в лес, сбор природного материала
|
Макет
| |
Ноябрь
|
2 неделя
|
Вторая жизнь пластика
Птичий двор
|
Познание, худ творчество, коммуникация,
|
Изготовление композиции из пластиковой тары, прочих синтетических отходов, учить комбинировать нетрадиционные материалы
|
Пластиковые бутылки, пробки разного размера, фломастеры, диски, стаканчики
|
Наглядный, словесный, практический. Беседа, чтение, рассматривание
|
Совместная познавательно-ис
|
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц
Подготовка материала
|
Композиция «Птичий двор»
|
4 неделя
|
Осеннее дерево
Чудо - дерево
|
Познание, худ творчество, коммуникация,
|
Развивать у детей воображение, мелкую моторику. Самостоятельно составлять композицию из пластика, дополнять другими материалами
|
Пластиковые бутылки, проволока, фольга, пуговицы, фантики, фломастеры
|
Наглядный, словесный, практический. Беседа, чтение, рассматривание
|
Самостоятельная практическая деятельность. Совместная познавательная деятельность
|
Прогулка в парк
|
Композиция «Осеннее дерево»
| |
2 неделя
|
Снежинки-льдинки
Украшение на участок
|
Познание, худ творчество, коммуникация,
|
Развивать фантазию, мышление. Учить подбирать материал для поделки. Развивать исследовательско
|
Салфетки, бумага, круглая тарелка, вода, веревочки
|
Наглядный, словесный, практический. Беседа, чтение, рассматривание, показ, дид игры, наблюдение
|
Совместная познавательно-ис
|
Рассматривание снежинок на улице. Подготовка материала
|
Украшение на участок
| |
Декабрь
|
4 неделя
|
Новогодний вернисаж
Елочка колкая иголочка
|
Познание, худ творчество, коммуникация,, музыка
|
Учить детей проектировать будущую работу. Учить делать елку из пластиковых стаканчиков, дополнять ее елочными игрушками из бросового и природного материала. Развивать чувство цвета, творческие способности.
|
Стаканчики из-под йогурта, крышки пластмассовые цветная бумага, шишки, одноразовая посуда
|
Словесный, практический. Беседа, чтение, обсуждение
|
Совместная познавательная продуктивная деятельность, общение
|
Подбор материала для поделки.
Наглядная агитация «Елка наряжается, праздник начинается»
|
Поделка новогодняя елка
|
Январь
|
2 неделя
|
Игрушки из поролона
|
Коммуникация, худ творчество, музыка, социализация
|
Учить делать игрушки из поролона, губки. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику, творческое мышление.
|
Поролон, губки, цветная пленка, нитки, пряжа, клей ПВА
|
Наглядный, словесный, практический. Беседа, рассматривание, показ, объяснение
|
Самостоятельная практическая деятельность. Совместная познавательная деятельность
|
Подготовка материала
|
Игрушка
|
4 неделя
|
Овечка
|
Коммуникация, худ творчество, музыка
|
Учить выполнять животных, используя ватные палочки. Учить детей проектировать будущую работу.
Развивать умение фантазировать, конструировать, творчески мыслить
|
Ватные палочки, прищепки, картон, клей ПВА, ножницы, фломастеры
|
Наглядный, словесный, практический.
Беседа, рассматривание, показ
|
Совместная познавательная продуктивная деятельность, общение
|
Беседа о домашних животных, рассматривание
|
Поделка «Подставка с зажимом»
| |
Февраль
|
1 неделя
|
Ежик
|
Познание, худ творчество, коммуникация, музыка
|
Учить выполнять животных из бросового и природного материала, подбирать материала для своей поделки. Развивать умение фантазировать, конструировать, творчески мыслить
|
Картон, клей ПВА, зубочистки, еловые и сосновые хвоинки, пенопласт, вата, пуговицы
|
Наглядный, Словесный, практический. Беседа, чтение, обсуждение, показ
|
Самостоятельная практическая деятельность. Совместная познавательная деятельность
|
Подготовка материала
Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных
|
Картина
«Ежик»
|
3 неделя
|
Голубой вагон бежит…
|
худ творчество, коммуникация, музыка
|
учить создавать поделку, используя упаковочные коробки прямоугольной формы, крышки от бутылок; развивать умение конструировать, фантазировать
|
пластиковые бутылки, пленка, коробки, крышки,
|
Наглядный, Словесный, практический. Беседа, обсуждение, показ
|
Совместная познавательная продуктивная деятельность, общение
|
рассматривание иллюстраций с изображением транспорта.
|
Поезд с вагончиками
| |
Март
|
1 неделя
|
Шкатулочка для мамы
|
Познание, худ творчество, коммуникация,
|
Учить обклеивать коробку цветной бумагой, пленкой, украшать ее. Воспитывать желание доставить радость мамам. Развивать творческие способности
|
мех, упаковочный материал, бусинки, паетки, камушки, др
|
Наглядный, словесный, практический. Рассматривание, показ, беседа, чтение, объяснение
|
Совместная познавательная, продуктивная деятельность, общение
|
Подарок маме
| |
3 неделя
|
Комнатные цветы
|
Познание, худ творчество, коммуникация,
|
Учить делать цветы и кашпо из бросового материала.
Развивать творческую инициативу, самостоятельност
|
Стаканчики из-под йогурта, губка, трубочки от сока, пластиковые бутылки
яйца от киндер сюрпризов, ленты
|
Наглядный, словесный, практический. Рассматривание, показ, беседа, чтение,
|
Совместная познавательная деятельность
Самостоятельная продуктивная деятельность, общение
|
Рассматривание комнатных цветов дома
Экскурсия в цветочный магазин
|
Кашпо
| |
Апрель
|
2 неделя
|
Подводное царство. Рыбы
|
Познание, худ творчество, коммуникация,
|
Учить выполнять панно из яичной скорлупы, создавать сюжет. Развивать мелкую моторику, фантазию. Воспитывать аккуратность, усидчивость
|
Цветной картон, ткань, шнурок, яичная скорлупа, клей ПВА, краски
|
Наглядный, словесный, практический. Рассматривание, показ, беседа, худ слово,
|
Совместная познавательная, продуктивная деятельность, общение
|
Рисование жителей подводного царства
Подготовка материала
|
Панно
«Подводное царство»
|
4 неделя
|
Декорирование Фоторамка для моей семьи
|
худ творчество, коммуникация,
|
Учить планировать свою деятельность, доводить начатое до конца. Развивать чувство цвета, художественный вкус, творческие способности
|
Кофе, крупы, макароны, ракушки, семечки, косточки, пуговицы, бусины, ленты, др
|
Практический, словесный
|
Самостоятельная продуктивная деятельность
|
Рассматривание семейных фото
Подготовка рамки, материала
|
Рамка для фото
| |
Май
|
2 неделя
|
На лугу
Пчелы
|
Познание, худ творчество, коммуникация, музыка, безопасность
|
Учить выполнять насекомых из бросового материала, подбирать материал для своей поделки. Развивать умение фантазировать, конструировать, творчески мыслить
|
Фантики от конфет, подарочная бумага, зубочистки, бусы, яйца от киндер сюрпризов, пластиковая тара
|
Наглядный, словесный, практический. Рассматривание, показ, беседа, худ слово, слушание, наблюдение
|
Совместная познавательная, продуктивная деятельность, общение
|
Прогулка
на луг
|
Макет
«На лугу»
|
3 неделя
|
Итоговое мероприятие
Выставка работ. Презентация творческих проектов
Мини- музей
|
Познание, коммуникация
|
Доставлять детям радость, создавать положительный настрой. Радоваться успехам своим и товарищей. Развитие речевых навыков
|
Поделки детей
|
Наглядный, словесный
|
Общение
|
Подготовка работы к презентации, выставке
|
Выставка работ
|
Список используемой литературы
1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Поделки из бросового материала», 2006
2. Детковская Е.Н. «Экологическое творчество»
3. Поделки из бросового материала. Выпуск 1, 2, 3
4. Лыкова И.А. «Старичок-лесови чок. Лесные поделки», 2004
5. Лыкова И.А. «Шишка, желудь и ракушка», 2004
6.Лямина Л,А. «Дизайн и дети»
7. Чен Н.А. «Замечательные поделки своими руками», 2008
8. Журнал «Дошкольное воспитание», «Непоседа», «Коллекция идей»
9. Поддубко Л.М., Демиденко А.И. Дизайн-освіта в школі. – К.: Мистецтвота Освіта,2002,№2.
10 Поддубко Л. М. Абетка дизайнера – К.: Трудова підготовка в закладах освіти, 2006, № 4.
Управление дошкольного образования
Администрации города Глазова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 11»
Принято на установочном Утверждаю:
Совете педагогов Заведующий МБДОУ ЦРР-д\с № 11
Протокол № 1 от « __»_________2013 г ___________Л.М.Л осева
Приказ № от 2013г
Программа работы кружка
«Экодизайн»
В старшей группе № 8
Составил:
Воспитатель первой категории
Е.В.Караваева
2013- 2014гг